В чем особенности, что хорошего и что плохого кроется внутри этих понятий?
Как мы обходимся с этим?
Ругаем ли себя за пассивность и чем больше ругаем, тем пассивнее становимся?
Почему так происходит?
Где истоки противоречий и парадокса?
Инициатива – это способность создавать то, чего раньше не было, способность действовать, несмотря на осуждение, непонимание других, без чьего-либо разрешения, способность обходить препятствия, добиваться своего. Чтобы создать что-то новое нужна инициатива.
Пассивность – недеяние, следование судьбе, когда само все делается.
Пассивность – это послушность.
Порой, пассивность может путаться с глубоким, более медленным, осмысленным, осознанным общением с окружающим миром и самим собой. Про человека могут говорить – тормоз, а он просто действует в своём темпе, он просто переваривает, обдумывает, осознает. Ему важна глубина. Он просто – интроверт.
В отличие от более активного, нацеленного на общение экстраверта, более поверхностного, но более быстрого и деятельного. Но и здесь кроется парадокс: когда все время спешишь – везде опаздываешь и ничего не успеваешь. Люди, которые «все в огне», торопятся, постоянно бегут куда-то, много говорят, не останавливаясь ни на минуту. Возможно, это способ справляться со своей тревогой.
Я всегда считала, что именно инициативность мне помогала зарабатывать деньги, осуждала в душе пассивных людей. А сейчас задумалась.
Пример работы:
Инициатива. Маша в возрасте семи лет, с фигурными коньками в руках. Раннее утро, просыпается сама по будильнику, тихонько собирается, чтобы не разбудить родителей, будит только консьержку в гостинице, где живет вместе с родителями и радостно и весело вприпрыжку бежит записываться на фигурное катание. Немного страшновато от неизвестности, от нового незнакомого города, но переполняет чувство свободы и радости, желания делать то, что хочется.
Слова Маши: «Ловлю в состоянии девочки желание свободы, желание уйти от давления. Есть в ней какой-то протест.
Пассивность. Маша уже взрослая… В тесте, потом в перине, потом в скафандре в открытом космосе.
И там, и там некомфортно.
В тесте руки, ноги, все тело скованно, на поверхности только голова, она думает и болит от этого.
В перине – стыдно, что прохлаждаешься, что не приносишь никакой пользы.
В скафандре в открытом космосе – оторванность от земли. Оторванность от семьи. Хочется заземлиться.
Продолжаем работу на горячем стуле.
Терапевт предлагает дать разрешение астронавту в скафандре заземлиться. Что тогда произойдёт?
Странно …. Возникает образ червяка. Червяк беззащитный. Он приспособился рыть землю, но роет он землю для других, а не для себя. (Рыхлит землю. Кто-то бросает в неё семена, чьи-то семена дают всходы. Вырастают чьи-то деревья. Червяк лишь способствует чьему-то росту и развитию (комментарии Маши).
Червяк – это по нашему определению – мужская особь.
Тогда Терапевт предлагает сказать червяку: «Я знаю, червяк, что ты – настоящая девушка».
Тогда червяк превращается в бабочку. Бабочка порхает с цветка на цветок. Кружится в танце. Аромат цветов, вкус лета на губах.
Какая польза от Бабочки? Что она даёт миру? Может быть красоту? Может быть она переносит пыльцу на своих тоненьких изящных лапках? Без бабочек растения остались бы неопыленными и были бы обречены на вымирание.
И всё же самое главное, что дарят нам бабочки – это чувство радости от любования их удивительной красотой. В них мы находим гармонию, легкость и свободу. Эти порхающие цветы создают то ощущение тайны, которое, по словам великого физика и скрипача-любителя Альберта Эйнштейна, «лежат в истоках истинного искусства и истинной науки».
«Побуду я бабочкой», решила Маша радостно, и на этом закончилась психотерапевтическая сессия.